В течение 70-х неоспоримый талант, безупречная стильность, магнетическое очарование, и, конечно же, упорный труд сделали эту группу самым популярным шведским ансамблем и одним из ведущих поп-коллективов на мировой сцене вообще. Речь идет, конечно же, об АВВА – поп-феномене ХХ столетия. Безошибочно узнаваемая манера АВВА основывалась на нескольких важнейших составляющих: потрясающее чувство мелодики, умение комбинировать элементы самых разных стилей и направлений в музыкальном искусстве – от серфа, глэм-рока, фанка и дэнс-попа до классицизма (из сокровищницы которого Ульвеус и Андерсон, не стесняясь, черпали в плане аранжировок, тематизма, ладогармонических находок и т.д.) и народной музыки; яркий, блестящий, но в то же время очень выверенный саунд, в котором делался акцент на звучании струнных и клавишных, а также на «притертом» женском двухголосии (своеобразно темброво-окрашенные сопрано и меццо-сопрано Агнеты и Фриды); использование всех новинок студийной технологии, дававшее все права называть продукцию АВВА эталоном "шведского качества". Многоплановый стиль АВВА ныне характеризуют как евро-поп. Творчество АВВА оказало огромное влияние на становление всего танцевального пласта современной поп-культуры (от диско до техно и лаунжа), хотя этим его значение, безусловно, не ограничивается. АВВА с созданным ими «эстетско-буржуазным» имиджем сейчас является для многих символом конца 70-х, группой, олицетворяющей идеал «сладкой жизни», беспечного и красивого времяпрепровождения, унаследованный от глэма. А «кадровая» концепция «2 + 2» (две супружеские пары), кажущаяся ныне слегка патриархальной, придавала АВВА особое обаяние и некоторую «домашнесть».
Для большинства любителей музыки история АВВА началась в апреле 1974 года, когда группа выиграла конкурс «Евровидение» с песней «Waterloo». Но к этому времени коллектив существовал уже два года, а его участники в своей стране были признанными музыкантами-профессионалами, ветеранами шоу-бизнеса.
Все началось в июне 1966-го, когда Бьорн Ульвеус (Björn Ulvaeus, 25.04.45) познакомился с Бенни Андерссоном (Benny Andersson, 16.12.46). Бьорн был членом популярной в Швеции фолк-группы Hootenanny Singers, а Бенни – участником Hep Star, в то время – шведской поп-группы №1.
Летом 1966 группы вместе выступали на шведском поп-фестивале Folkpark, где им и посчастливилось познакомиться. После концерта участники команд устроили вечеринку. Поющие композиторы Бьорн и Бенни обнаружили, что у них общие музыкальные вкусы и художественные задачи, и решили сделать какой-нибудь совместный проект.
Перетащив все свои инструменты, усилители и прочее оборудование в офис отца Бьорна, молодые люди приступили к осуществлению задуманного. Первая песня, сочиненная общими усилиями – «Isn't It Easy To Say», была затем записана Hep Stars.
К 1969 году популярность обеих групп начала убывать. Hootennany Singers оставались более-менее востребованной командой, а вот Hep Stars совсем перестали выступать и записываться, поэтому Бенни предпочел покинуть коллектив. Два друга продолжали сочинять и записывать песни, поддерживаемые крупным издателем и рекорд-владельцем Стигом Андерсоном, который сразу оценил талант молодых музыкантов и напророчил им мировой успех.
Второй сингл тандема Björn & Benny назывался «Hej gamle man!» ("Hey Old Man!"). Бэк-вокал был записан дамами сердца наших героев – Агнетой Фельтског (Agnetha Fältskog, 05.04.50) и Анни-Фрид «Фридой» Лингстад (Anni-Frid "Frida" Lyngstad, 15.11.45). Таким образом, это была первая запись квартета, который позже стал известен как АВВА (по первым буквам имен его участников).
Здесь следует сделать лирическое отступление и рассказать немного о двух историях любви. Фрида, принимавшая участие в записывающих сессиях с 1967 года, познакомилась с Бенни, будучи артисткой кабаре в городке Мальмо на юге Швеции. Как-то раз Hep Stars прибыли в этот городок с концертом и… романтическое знакомство состоялось. Агнета в свои неполные 19 лет была уже неплохо известна как певица и даже сделала несколько записей. В 1969 году ее даже пригласили поучаствовать в телевизионном шоу. В том же шоу участвовал и молодой композитор Бьорн. Как гласит история, это была любовь с первого взгляда – в прямом эфире! Впервые квартет в составе «2+2» появился на публике в ноябре 1970, но тогда большого успеха не имел. В июле 1971 Бьорн и Агнета поженились. Осенью того же года Бьорн и Бенни начали работать как продюсеры на лейбле Стига Андерсона Polar.
Весной 1972 года было решено продолжить концепцию квартета, и первый сингл группы Björn & Benny, Agnetha & Anni-Frid, «People Need Love», увидел свет. К радости музыкантов, он вошел в шведскую «двадцатку». На волне этого успеха парочки начали записывать дебютный полноразмерный альбом «Ring Ring», но, хотя уверенности в будущем группы еще не было, все продолжали заниматься сольной карьерой.
В феврале 1973 группа приняла участие в конкурсе «Eurovision Song Contest» с песней «Ring Ring» (в это время Агнета была уже на последних сроках беременности). Группа пришла к финишу третьей, да и ее шведско- и англоязычные альбом и синглы занимали три первых места в сводном национальном хит-параде. В связи с этим музыканты решили забыть о своих сольных карьерах и сосредоточить усилия на деятельности группы. Тогда же Стиг Андерсон предложил сократить ее название до АВВА. Проблема заключалась лишь в том, что в Швеции существовала рыбная компания под тем же названием, но когда Андерсон отправил запрос, не будут ли они против использования их имени популярной музыкальной группой, возражений не последовало.
Осенью 1973 года группа начала записывать свой второй альбом – «Waterloo». А весной следующего года АВВА сделала новую попытку стать победителем конкурса «Евровидение» – на сей раз, как уже говорилось, с заглавной песней из этого альбома. Бравурная песенка в стиле поп-глэм-рока с фирменным «аббовским» женским двухголосием и выверенным балансом гитарного и фортепианного звучания пришлась по душе англичанам (конкурс проходил в Брайтоне) и мировой музыкальной общественности. Сингл «Waterloo» стал первым интернациональным хитом группы, возглавив чарты многих европейских стран и даже войдя в американские таблицы популярности.
Вскоре АВВА отправилась на свои первые крупномасштабные европейские гастроли, сопровождаемая повсеместным вниманием радио и телевидения. Однако они не забывали о том, что единожды выиграть «Евровидение» и иметь один большой хит – это, конечно, хорошо, но для стабильной популярности этого недостаточно. И данный тезис подтверждался тем фактом, что несколько последующих синглов АВВА не имели в чартах особого успеха. Тем не менее, группа продолжала активно гастролировать, параллельно записывая третий альбом, озаглавленный просто «АВВА» (весна 1975). Третий сингл с этого альбома, «SOS», наконец сумел прорваться в британский хит-парад, а следующая сорокопятка, танцевальная «Mamma Mia», возглавила его. Летом 1975 года распевно-балладная «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do» завоевала австралийские чарты. «Территория АВВА» продолжала неуклонно расширяться.
В марте 1976 года АВВА прогремела с новым синглом – «Fernando», в музыке которого чувствовался тонкий «испанский» аромат. В том же месяце началась работа над новым альбомом – «Arrival», который был выпущен осенью и стал номером первым буквально везде. Сингл «Dancing Queen» также вырвался в мировые бестселлеры (№1 даже в Штатах), став провозвестником эры диско. Шикарная мелодика, ненавязчивый, но в то же время упругий танцевальный ритм, пышные оркестровые аранжировки – в этом АВВА не знали себе равных. Оглушительный успех сопутствовал и песне «Money, Money, Money» с ее колкой вокальной темой и остроумным текстом (в котором при желании можно разглядеть и налет социальности). К этому времени «хитовый запас» коллектива уже тянул на выпуск «Greatest Hits».
В начале 1977 года коллектив вновь проехался по Европе, а также посетил Австралию. На этом далеком континенте началась работа над фильмом об АВВА. Несмотря на свое скромное название – «The Movie» – эта лента стала одним из самых успешных музыкальных фильмов в истории.
Хит-машина работала безостановочно. Вернувшись в Стокгольм, Бьорн и Бенни приступили к сочинению новых песен, и в мае коллектив вновь начал студийную запись. «ABBA - The Album» был издан в конце того же года в странах Скандинавии и в начале 1978 – в остальном мире. Вскоре после выхода диска Агнета взяла краткосрочный творческий отпуск, связанный с рождением второго ребенка – сына Кристиана.
Один из синглов с этого альбома – брызжущая радостью и юмором «Take A Chance On Me» - занял третье место в США. Решено было провести мощную промо-кампанию в Штатах, по окончании которой Америка окончательно пала под натиском шведского очарования. «ABBA - The Album» занял 14 место в американских хит-парадах, что является достаточно высоким достижением для европейской группы.
И вновь закипела студийная работа. Новый сингл «Summer Night City» увидел свет в сентябре 1978-го. Не вошедший в грядущий альбом, он стал последним хитом №1 АВВА в их родной Швеции. Сингл достиг высшей позиции 6 октября, в тот самый день, когда Фрида и Бенни после 9 лет совместной жизни наконец-то сочетались узами законного брака.
Премьера нового сингла «Chiquitita» состоялась в январе 1979 года на «звездном» концерте в помощь благотворительной организации UNICEF в Нью-Йорке. Однако успех этой песни, как всегда, прелестной и по-особому звонкой, был омрачен известием о разводе Бьорна и Агнеты. Поползли слухи о развале АВВА, однако музыканты уверили своих поклонников, что сложности в их личных отношениях никак не скажутся на работе.
И они сдержали свое обещание. Сверхкачественный «Voulez-Vous» вышел в апреле 1979-го и был под завязку набит хитами. Синглы – дискотечная «Does Your Mother Know» (с Бьорном в роли лидер-вокалиста), мечтательная «I Have A Dream» и абсолютно новая (неальбомная) песня «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)» с ее знаменитым свирельным проигрышем и подтянутым фанк-басом вновь бомбардировали чарты. Гастроли по Европе, Канаде и Штатам закрепили успех альбома.
Наступление нового года означало выпуск нового альбома, и 1980-й не стал исключением. Работа в студии была прервана лишь для гастролей в Японии. Очередной сингл «The Winner Takes It All», вышедший в июле, добрался до верхней строчки хит-парадов в Англии, Голландии и Бельгии. А альбом «Super Trouper» подоспел к ноябрю, также став – уже в 9-ый раз - №1 в альбомных чартах Британии. Для сравнения: такого же результата достигали только The Beatles, Элвис Пресли и Клифф Ричард. Правда, этот, 9-й раз стал для АВВА и последним.
Обнадеживающее начало нового десятилетия было вновь испорчено изрядной «ложкой дегтя»: Бенни и Фрида также решили развестись. Правда, вслед за Агнетой и Бьорном они заявили, что изменение семейного статуса никак не отразиться на их работе. В подтверждении этих слов музыканты приступили к записи очередного диска. Но, видимо, все-таки личные и творческие отношения очень взаимосвязаны… К тому же, времена и моды поменялись, и изысканный стиль АВВА уже воспринимался многими как анахронизм. Диск «The Visitors», выпущенный в конце 1981 года, несмотря на достаточный успех, стал последним альбомом коллектива. Несколько синглов и двойной сборник «The Singles - The First Ten Years» подытожили дискографию группы. Последние синглы, включая «The Day Before You Came» и «Under Attack», были приняты публикой достаточно прохладно. В декабре 1982 года группа приняла решение о самороспуске.
С тех пор «великолепная четверка» ни разу не записывалась вместе. Все участники коллектива начали сольную карьеру, однако до успеха своего совместного детища они так и поднялись. Лингстад и Фельтског выпустили несколько сольных альбомов в сотрудничестве с различными авторами (Фриду, в том числе, продюсировал Фил Коллинз). Андерссон и Ульвеус объединились с известным либреттистом Тимом Райсом для сочинения мюзикла «Chess», продолжали работать как продюсеры и композиторы. Между тем, популярность АВВА в «классическом» виде не только не падала, но и продолжала расти, захватывая все новые и новые поколения. Всевозможные компиляции и переиздания до сих пор пользуются огромным спросом (достаточно вспомнить бестселлер «Gold» 1992 года), позволяя их правообладателям спокойно жить на дивиденды. В 90-е годы, в связи с общим подъемом интереса к музыке 60-70-х годов, мода на стиль АВВА вышла на новый уровень. Появились сонмы кавер-групп, подражателей, коллективов, творчески переосмысливающих стилистику АВВА (от Erasure до A*Teens). Песня «Dancing Queen» стала «героиней» тура U2 «Zoo TV» - Андерссон и Ульвеус даже присоединились к ирландским рок-звездам на сцене. Кроме того, она вошла в качестве главной темы в саундтрек к фильму «Muriel’s Wedding» – об одинокой австралийской девушке, которая ищет смысл жизни в музыке АВВА. В 1999 году вышло видео «Where Are They Now».